27 декабря 2013 •

Лексус GX — один из последних представителей редкого в современном мире вида рамных внедорожников. Всё больше автопроизводителей переходят на несущий кузов, но остаются и верные корням. Сейчас японцы утверждают, что рама, атмосферный мотор и понижайка — в ДНК у модели, но кто знает, что нас ждёт в будущем.



Один из инструкторов встречает машину посреди дороги где-то на севере Норвегии со словами: «Впереди закрыт тоннель — испортилась погода, так что поедете через перевал». И указывает куда-то в сторону, где за знаком «Тупик» в гору уходит узкая тропа, заваленная снегом. «Мы там расчистили небольшой камнепад, так что проедете», — раздаётся из рации. Я, признаться, во внедорожных премудростях не силён, вот будь на моём месте Алексей Смирнов, он бы наверняка обрадовался. А мне страшно. Лишь немного успокаивает его напутствие: дескать, Lexus GX прощает многие ошибки, характерные для неумелых оффроудеров. К тому же машина у меня как раз с расхваленной Лёшей системой Crawl Control. Ритуал выполнен: подвеску максимально вверх, амортизаторы в «Спорт», чтоб поменьше раскачка, блокировка центра, понижайка. Прорвёмся!

 

Длина автомобиля выросла на 75 мм. Но только за счёт новых бамперов — на передний приходится 55 мм прибавки, а на задний ещё 20. Остальные габариты, как и храктеристики силовой установки, остались прежними.

И ведь прорываемся! И к середине пути уже не так пугает, что слева обрыв без отбойника, а справа отвесные скалы, покрытые огромными острыми сосульками. Что короткий период полярных сумерек подходит к концу и видно лишь то, что попадает в пятна света от новых диодных фар. Периодически снижая скорость до 5 км/ч, сползая вбок задней осью, на которую у Лексуса приходится 60% тяги, машина продолжает с самурайским упорством карабкаться к вершине перевала. Дорога вниз далась заметно легче: автомобиль самостоятельно, стрекоча короткими очередями тормозных импульсов, поддерживал постоянную скорость, а мне оставалось лишь задавать направление.

 

Обновление внешности в первую очередь заметно анфас. Новый бампер, светотехника, фирменная веретенообразная решётка радиатора — автомобиль стал агрессивнее внешне. Многим он теперь чем-то напоминает знаменитого Хищника из фильма с Арнольдом Шварценеггером. Хорошо это или плохо, покажет отчёт по продажам. Ближний свет, как и противотуманки, стал светодиодным, однако потерял способность направлять пучок света в сторону поворота руля.

Ввиду того что у машины несколько выросли габариты за счёт новых бамперов, геометрическая проходимость стала хуже: углы въезда и съезда уменьшились на один градус каждый. Автомобиль, как и прежде, оснащается системой KDSS, которая умеет размыкать стабилизаторы поперечной устойчивости на бездорожье, увеличивая тем самым доступный ход подвески. У нас не раз был шанс проверить поведение машины при диагональном вывешивании, но во многих случаях, даже несмотря на довольно крупные препятствия, колёса почти не теряли контакта с поверхностью.

 

Будь у машин более внедорожные покрышки, пожалуй, было бы заметно проще. Но показательно именно то, как ведут себя автомобили с обычной зимней резиной Yokohama Ice Guard.

Геометрическую проходимость мы оценивали на недостроенном поле для гольфа. Да-да, за полярным кругом эта игра тоже пользуется популярностью. Грунт здесь в принципе сыпучий, но довольно неплохо утрамбован и скреплён снегом и дождём. Если аккуратно работать акселератором, не закопаешься. Хотя ещё лучше вообще забыть о правой педали, двигаясь на холостых и иногда сдерживая машину тормозом. В таких условиях Lexus GX прёт через холмы и кочки, как танк. Особенно хорошо вели себя машины, оснащённые системой Crawl Control, хотя тут он, в общем-то, был некритичен.

 

В том случае, если вы буксируете прицеп, оборудованный тормозами, — действие системы стабилизации распространяется и на него. Занос гасится избирательным подтормаживанием колёс.

А вот на следующий день, когда мы добрались до старого укрепрайона, построенного немцами во времена Второй мировой, у нас была машина попроще — самостоятельно она умела держать скорость, только двигаясь под гору. И этого было ой как мало. Территория тут состоит из холмов и гор, на которых расположены старые доты, всё это соединено узкими дорожками, по бокам от них — дренажные канавы метра по полтора глубиной. Развернуться нереально: не можешь проехать дальше — сдавай задом. К тому же несколько дней подряд тут шёл снег, а стоило нам приехать, как зарядили дожди. Снег не успел растаять, но пропитался водой и превратился в предательски плывущую под колёсами кашу.

 

Система полного привода у обновлённого Лексуса GX не изменилась по сравнению с дорестайлинговой машиной, да и вообще корнями уходит к Ленд Крузеру образца 2002 года. Здесь те же несимметричный межосевой дифференциал Торсен, неразрезной задний мост и имитация межколёсных блокировок тормозами. Японцы не любят отказываться от решений, проверенных годами. Особенно если они до сих пор работают.

Когда экипаж на топовой машине назвал детским садом холм, на который мы недавно еле-еле заползли, а потом посоветовал поехать в соседний карьер, в котором, дескать, реально интересно, мы приняли разумное решение объехать карьер стороной. От греха подальше. Хотя если не лезть в гущу событий, способностей и не самого продвинутого «джи-икса» вполне достаточно. Особенно когда они приправлены водительским опытом. И о немалой массе машины нельзя забывать. А преимущество атмосферного мотора перед наддувными (на 100% предсказуемый поток мощности) оказывается большим подспорьем на зыбком покрытии.

 

Самое заметное в новой передней панели — восьмидюймовый экран системы мультимедиа. К счастью, внутри она тоже претерпела изменения: обзавелась вторым USB-разъёмом и теперь работает практически без задержек (в дорестайлинговом автомобиле иногда заметно подтупливала). Кроме того, небольшие метаморфозы произошли с блоком управления «климатом» и музыкой. На клавишах термостата появилась цветовая индикация «Горячо — холодно», а крутилки громкости и диапазона частот переехали чуть ближе к центру.

Впрочем, и в промежутках между сосредоточенным преодолением препятствий водитель и пассажиры Лексуса GX не будут чувствовать себя лишёнными комфорта. У обновлённой машины появился новый восьмидюймовый дисплей в центральной консоли, на который можно выводить дубликат экрана смартфона (система Mirror Link), если покупатель выбрал машину без навигации. На экране могут отображаться входящие эсэмески, и на них можно даже отвечать, не хватаясь за мобильник. Обновилась кожаная обивка: выделка стала качественнее. Вместо дерева сорта бубинга теперь используется махагони (что, в общем-то, — на вкус и цвет...). Правда, эталоном по качеству материалов Lexus GX, как и прежде, не является. Жестковатого пластика в салоне немало, особенно на передней панели.

 

С моим ростом есть определённые сложности в посадке: вертикально поставить спинку водительского кресла невозможно, так что приходится либо ехать, немного откинувшись и теряя в обзорности, либо придвигаться ближе к рулю, но тогда усложняется работа педалями. Зато нет проблем с эргономикой: всё просто и понятно. Lexus GX может быть как пяти-, так и семиместным.

Есть подогрев всех и вентиляция передних сидений, развлекательная система для задних пассажиров с разъёмами для подключения дополнительного оборудования (например, игровых консолей — детишки полюбят дальние поездки). Между передними креслами появился охлаждаемый бокс-подлокотник. И, конечно же, опцией предлагается акустика Mark Levinson с 17 динамиками. Кроме этого в обновлённой машине появились система контроля слепых зон, датчик давления в шинах и индикация экстренного торможения миганием стоп-сигналов.

 

В Норвегии очень строгие скоростные ограничения, но и на доступных скоростях заметно, что рестайлинговый «джи-икс» вышел очень тихим. При его разработке было увеличено количество шумопоглощающих материалов. Изолированы даже задние стойки, чтобы снизить акустическое воздействие окружающего мира на пассажиров третьего ряда. К тому же лобовое стекло теперь тоже звукопоглощающее. Цокания шипов по асфальту, например, не слышно вообще.

В Норвегии нам почти не выпало шанса поездить по городам: на Лофотенах их немного, да и крошечные они. Но в слякотной Москве мне удалось оказаться за рулём дорестайлингового автомобиля, благо с точки зрения ходовой части в машинах изменений нет, так что ориентироваться на этот опыт можно. В пробках мегаполиса «джи-икс» кажется огромным, ему тесновато на парковках, а в постоянно меняющемся потоке длинный руль сковывает движения. Хотя возможности отзывчивой атмосферной «восьмёрки» 4.6 мощностью 296 л.с. приносят свои дивиденды и тут — почти трёхтонной махине динамики не занимать (с места до 100 км/ч машина ускоряется за 8,3 с).

 

Основными конкурентами для модели GX в Лексусе считают модели Range Rover Sport, Volkswagen Touareg, Audi Q7, BMW X5 и Mercedes ML. Несмотря на то что новым дизайном японцы намерены привлечь к себе более молодых и эмоциональных покупателей, главная задача — сохранение прежней доли от сегмента (на данный момент — 1,5–1,6%).

Многие из вас наверняка замечали, что дикие звери, попав в неволю зоопарка, представляют собой довольно печальное зрелище. У меня поначалу такое же впечатление сложилось от знакомства с Лексусом GX. До тех пор пока он был заперт в мегаполисе, «джи-икс» казался мне потерянным — лишним, ненужным. А после двух дней вылазок на природу, где Лексус мог потянуться на кочках, разомкнув, наконец, гидрозамки стабилизаторов, почесать брюхо о снег, а бока об ветки, вдоволь извозиться в грязи, а потом умыться водой из чистого горного ручья, он преобразился. Его стихия тут, и если вам нужен зверь домашний — не берите GX, а вот если ищете компаньона для приключений — совсем другое дело.

 

Паспортные данные


Модель Lexus GX 460
Кузов
Тип кузова универсал
Число дверей/мест 5/7
Длина, мм 4880
Ширина, мм 1885
Высота, мм 1845
Колёсная база, мм 2790
Колея передняя/задняя, мм 1585/1585
Снаряжённая масса, кг 2485
Полная масса, кг 2990
Объём багажника, л 104–1833
Двигатель
Тип бензиновый с непосредственным впрыском топлива
Расположение спереди продольно
Число и расположение цилиндров 8, V-образно
Число клапанов 32
Рабочий объём, см3 4608
Макс. мощность, л.с./об/мин 296/5500
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 438/3500
Трансмиссия
Коробка передач автоматическая шестиступенчатая
Привод постоянный полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная двухрычажная
Задняя подвеска зависимая, пневматическая
Передние тормоза дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые вентилируемые
Шины 265/60 R18
Дорожный просвет, мм 215
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 175
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 8,3
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 17,7
— загородный цикл 9,9
— смешанный цикл 12,8
Норма токсичности Евро-4
Ёмкость топливного бака, л 87
Топливо АИ-95

 

Техника (Алексей Смирнов)

 

Архитектура шасси со стальной лонжеронной рамой не изменилась. Спереди по-прежнему двойные поперечные рычаги, а сзади — неразрезной мост.

 

Кузов покоится на восьми резино-металлических опорах. Стальные брусья в передней и задней частях рамы призваны смягчить последствия от столковения с малогабаритными автомобилями. Сам кузов с запрограммированными сминаемыми зонами стал жёстче благодаря многослойной конструкции усилителей.

 

Система KDSS следит за тем, чтобы при рассогласовании хода передней и задней подвесок гидрозамки распускались, позволяя машине сохранять лучшую опорную проходимость. Слегка снижая жёсткость стабилизаторов, система добавляет и плавности хода на неровностях. А когда стабилизаторы скручиваются в одном направлении (в повороте или при движении по косогору), гидромагистраль перекрывается ради увеличения угловой жёсткости подвески.

 

Система Multi-terrain Select автоматически оптимизирует работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы под конкретное покрытие. В зависимости от типа поверхности можно выбрать один из четырёх режимов движения. Например, в режиме Mud & Sand («Грязь и песок») устанавливается высокая степень пробуксовки с одновременным ограничением подтормаживания колёс антипробуксовочной системой. Это лучший вариант и для заснеженных пространств. Loose Rock («Каменистый грунт») обеспечивает максимальное тяговое усилие в режиме трансмисии 4L. При этом электроника начинает сильнее подтормаживать колёса для более точного управления тягой. В режиме Mogul («Неровная поверхность») допускается кратковременная пробуксовка. Его рекомендуется использовать на остальных покрытиях, которые не входят в стандартные установки MTS. Пробуксовка всех колёс в режиме Rock («Скалистая поверхность») регулируется по отдельности, вкупе с сильным подтормаживанием колёс. Для преодоления крупных препятствий обеспечивается максимальное тяговое усилие включением пониженной передачи трансмиссии.

 

Картинка с четырёх наружных камер системы Multi-terrain Monitor позволяет видеть на восьмидюймовом дисплее опасные зоны вокруг автомобиля. Кроме того, на экране отображены траектории объезда препятствия, которые обозначены жёлтым цветом, если расстояние до него более одного метра, или красным при полуметровом сокращении дистанции.

 

Силовой агрегат V8 — с алюминиевым блоком цилиндров, непосредственным впрыском топлива, впускным трактом переменной длины, цепным приводом распредвалов и системой изменения фаз газораспределения.

 

История

 

Lexus GX 470 предстал перед американской публикой в ноябре 2002 года на мотор-шоу в Детройте. Люксовый внедорожник представлял собой перелицованную тойотовскую модель Land Cruiser Prado 120. Изменения внешности не ограничивались оптикой и пластиковыми декоративными элементами — у машины были оригинальный капот и своя крышка багажника. А интерьер при идентичной с Тойотой компоновке отличался более богатой отделкой.

 

Главное техническое отличие «джи-икса» от Прадо — бензиновая V-образная «восьмёрка» объёмом 4,7 л, которой на тот момент уже комплектовался старший по рангу Lexus LX. Мотор о 235 силах позволял разгоняться до первой сотни меньше, чем за девять секунд, а максимальная скорость была ограничена электроникой на отметке 180 км/ч. На GX 470 устанавливалась только пятиступенчатая автоматическая трансмиссия. Привод — постоянный полный с блокируемым межосевым дифференциалом Torsen и демультипликатором.

 

В 2005 году GX 470 подвергся плановой модернизации, в ходе которой мощность двигателя выросла до 273 л.с. За шесть лет выпуска Lexus GX 470 разошёлся тиражом более 167 тысяч экземпляров.

 

За кадром


В суровых условиях зимы на Лофотенских островах погода меняется часто и кардинально. В день прилёта столбик термометра показывал –20 °C, а за двое последующих суток температура выросла на 27 (!) градусов, и снег сменился дождём. Горные дороги за это время претерпели множество метаморфоз. Накатанный снег, сухой асфальт, голый лёд, глубокие лужи. Полный привод и шипы — здесь насущная необходимость, а на дорогах повсеместно встречаются карманы для грузовиков и автобусов: дабы цепи на колёса было где надеть. Видимо, оттого и у самих норвежцев сложные характеры. Начиная с любви к «тяжёлому металлу» и заканчивая своеобразным чувством юмора. Например, официантка в ресторане на просьбу принести ложки ответила: «Да, конечно, просто я думала вы руками поедите», а женщина на стойке регистрации в аэропорту сказала, что на рейсе мало свободных мест, но она может предложить нам полететь стоя, заодно, дескать, стюардессам поможете еду развозить. И всё это с совершенно обезоруживающими улыбками — обидеться решительно невозможно.

Источник: DRIVE.ru